Контакты Регион: г. Москва

Сертификация товаров для продажи на маркетплейсах Wildberries, OZON и Яндекс Маркет

Порядок проведения сертификации  товаров для маркетплейсов в России.

Сейчас стало весьма популярным вести бизнес на российских маркетплейсах Wildberries, OZON и Яндекс Маркет. Идея в том, чтобы продавать товар собственного производства или просто перепродавать под собственной торговой маркой (брендом) не являясь производителем.

В данной статье мы хотим рассказать о специфике сертификации продукции для маркетплейсов и рассмотрим варианты оформления, в зависимости от происхождения товара. Тема довольно актуальная и востребованная.


С ростом популярности этого бизнеса, появилось столько «блоггеров экспертов», рассказывающих о том, как получить сертификаты для маркетплейсов и как правильно продавать, что иногда закрадываются сомнения, а точно мы своим делом занимаемся и не живем ли мы в каком-то параллельном мире, оторванном от реальности. В общем мы решили дать свою оценку этой теме.

Требования маркетплейсов по сертификации продукции

У каждого маркетплейса свои условия сотрудничества, но одно правило действует у всех. Речь о предоставлении сопроводительной документации на поставляемую продукцию. Логично, ведь никому не нужны штрафы за реализацию товаров без разрешительной документации.
  1. Для реализации необходимо предоставить копии сертификата или декларации, если он подлежит обязательному подтверждению соответствия.

  2. Или, если продукция обязательной сертификации не подлежит, то нужно предоставить «отказное» письмо — документ, выданный сертификационным органом, подтверждающий, что под обязательные требования определенный товар не попадает.
В плане сертификации товаров у маркетплейсов примерно одинаковые условия, поэтому не будем заострять внимание на каждой из указанных площадок. Начнем с общих аспектов.

Как определить, подлежит ли товар сертификации

Сразу определимся, что на законодательном уровне не существует перечня товаров, не подлежащих сертификации. Это было бы слишком просто, а простых путей мы не ищем. Иначе у нас было бы меньше работы. И так, нужно отталкиваться от обратного.

В России параллельно действуют 2 системы подтверждения соответствия — система ГОСТ Р и технические регламенты Таможенного Союза.
  1. Товар может подлежать декларированию либо сертификации только в одной из указанных систем. Если он попадает под действие технических регламентов ТС, тогда необходимо оформлять декларацию или сертификат ЕАС.

  2. Если интересующая Вас позиция отражена в перечне к постановлению №2425 (ранее №982), значит необходимо оформить разрешительную документацию в системе ГОСТ Р.
В регламентах и постановлении дается четкое указание, какой из документов нужно оформить на каждый вид товара.

Задача: определить, какой документ нужно оформить для маркетплейса

Дано 2 варианта решения:
  1. Самостоятельно определить, какой вид сопроводительной документации требуется конечно же можно.

    Нужно ознакомиться с постановлением Правительства РФ №2425 (перечень продукции, подлежащий сертификации в системе ГОСТ Р) и с техническим регламентами Таможенного Союза. А их уже больше 40 штук.

  2. Прислать перечень товаров с описанием и областью применения нам. Все-таки это наша работа и не составит особого труда определить, какая именно требуется документация.

Если товар не подлежит сертификации, можно ли его продавать на маркетплейсе

Можно, и не только через маркетплейсы, но нужно это документально подтвердить.

Нужно оформить отказное письмо в аккредитованном органе с указанием наименований, которые Вы планируете продавать через маркетплейсы.

Хотя документ и добровольный, оформив письмо, вы выполните условие сотрудничества с маркетплейсом.

Мы решили немного облегчить задачу предпринимателям и составили перечень товаров, не подлежащих сертификации.

Список составлен исходя из поступающих запросов. То есть, на указанные позиции мы уже оформляли документы.

Список товаров, на которые можно оформить отказное письмо


Рассмотрим 3 варианта оформления сертификатов:
  1. Сертификация продукции собственного производства;

  2. Контрактное производство;

  3. Перепродажа на маркетплейсах.
И еще пара уточнений:

Получателями деклараций и сертификатов могут быть российские производители и импортеры, которые официально ввозят товар через таможню. Это могут быть как ИП (индивидуальные предприниматели), так и юридические лица, зарегистрированные в России.

На зарубежные компании, самозанятых граждан и физических лиц оформить нельзя.


Отказное информационное письмо может получить производитель, импортер или просто торгующая организация в статусе юридического лица (например, ООО), индивидуального предпринимателя и самозанятого. Ограничений для самозанятых граждан нет.

Сертификация продукции собственного производства

Тут все достаточно прозрачно. Есть товар, осталось его легализовать.

Согласно действующим требованиям законодательства РФ, производитель обязан оформить надлежащую разрешительную документацию в том случае, если товар подлежит обязательной сертификации либо декларированию соответствия.


Схема работы достаточно проста. Предприятие подает заявку в орган по сертификации. Также необходимо предоставить образцы для проведения испытаний.

Всю работу выполняет сертификационный орган, Вам остается просто дождаться готовности протокола испытаний.

Если протокол положительный (образец соответствует предъявляемым требованиям), то оформляется сертификат.

С декларациями немного иначе. С 2021 года декларации о соответствии в реестре должны регистрироваться предприятием самостоятельно через личный кабинет Росаккредитации с помощью электронно-цифровой подписи.

На практике это выглядит так. Точно также проводятся испытания образцов, протокол и макет декларации загружается в реестр, Вам остается только войти в личный кабинет нажать кнопку «Зарегистрировать декларацию».

Получив необходимую документацию, Вы предоставляете копию по запросу маркетплейса. С этого момента реализация через маркетплейс считается полностью легальной.

Сертификация контрактного производства

Вы размещаете заказ на стороннем производстве. Как было указано выше, именно производитель обязан оформить сертификат либо декларацию, если товар отражен в перечнях.

Кто считается производителем и на кого оформлять сертификат? Тот, кто фактически производит продукцию, а не тот, кто ее заказал.


Рассматриваем возможные варианты из практики:
  1. Оформляем документ на производителя и указываем Вашу торговую марку. Держателем и получателем будет считаться именно производитель, а не компания, размещающая заказ. Организация заказчик предоставляет сертификат и спокойно торгует.

    С точки зрения законодательства о техническом регулировании в РФ, так и должно быть, но это далеко не всегда устраивает изготовителя и заказчика.

    Ответственность за качество продукции несет производитель, а работает он зачастую на давальческом сырье. Да и вообще, “зачем мне лишняя суета, если без нее спокойно”. Так рассуждают многие руководители предприятий.

    Заказчика не устраивает, что он не имеет отношения к документации. То есть, официально для маркетплейса он не производитель, так как в сертификате значится другое юридическое лицо. Максимум, что остается за заказчиком, указанная торговая марка.

  2. Заказчик заявляет свою компанию производителем указывает в качестве адреса производственной площадки адрес реального изготовителя. Естественно этот момент обсуждается заранее с изготовителем.

    Схема не совсем «белая», но устраивает заказчика, так как уже эта компания заявлена производителем и права на декларацию о соответствии принадлежат ей.

    С сертификатом сложнее, так как при обязательной сертификации, кроме испытаний еще предусмотрен анализ производства (выездной контроль). А куда везти комиссию, если своего производства нет? На этом идея оформления заканчивается.

  3. Оформление с указанием двух юридически лиц в сертификате: заказчика и изготовителя. Такой вариант возможен, но только при оформлении ограниченной партии.

    То есть, необходимо заранее указать количество единиц, на которые будет распространяться действие сертификата. Серийный выпуск (5 лет) по такой схеме документы оформить нельзя.

Перепродажа товаров на маркетплейсе

В чем идея такого бизнеса? Купить товар у определенного поставщика и продать его через маркетплейс. Идея хорошая и на первый взгляд проста, но сложно реализуемая.

Можно ли провести сертификацию товаров для Вайлдберриз или Озон, не являясь производителем и как получить сертификат в таком случае?


Рассмотрим три варианта приобретения продукции с последующей реализацией на маркеплейсах.

Сертификация товаров российского производства

Если компания-производитель работает в «белую», то вся надлежащая документация на продукцию у него есть. Нет необходимости проводить сертификацию товаров для продажи на маркетплейсе самостоятельно. Просто получаете копии документов от организации изготовителя, подгружаете её на сайте маркетплейса.

Но тут есть один момент, нельзя менять торговую марку, ведь тогда будет несоответствие в сертификате и торговом ярлыке.

Если Вы хотите продавать продукцию под своей торговой маркой, тогда придется получить документы заново, уже с указанием Вашей марки (бренда).

Сертификация импортного товара от официального импортера

Тут аналогично вышеуказанному варианту, если фирма является официальным импортером, официально ввозит товар в Россию, у нее в любом случае есть надлежащие документы.

Сертификаты оформляются при таможенном оформлении груза и обойти этот момент нельзя. В противном случае таможенные службы просто не выпустят груз без надлежащей сопроводительной документации.

Также запрашиваете копии и работаете на маркетплейсе по ним.

Сертификация товара неизвестного происхождения

Обойдемся без рекламы оптовых рынков, все и так прекрасно знают, где продается подобная продукция.

По идее, продавец при продаже товара должен предоставить копию сертификата, которую Вы можете прикладывать для дальнейшей перепродажи, например, на Вайлдберриз.


Но в большинстве случаев, кода речь заходит о сертификации, начинаются невероятные истории про то, что документы у начальника в сейфе. Сейф заперт, начальник уехал в неизвестном направлении, когда вернется — не известно. Ну или что-то подобное из этой серии.

Кто-то честно признается, что ни каких сопроводительных документов по сертификации нет. В такой ситуации Вы решаете не дожидаясь того самого руководителя с сейфом самостоятельно оформить сертификат на свою организацию. Но есть один нюанс.

Как было написано выше, получателем сертификатов на импортную продукцию может быть только та компания, которая ввозит её из-за рубежа официально, со всеми таможенными процедурами.

Следовательно, раз Вы не импортер, значит оформить на себя документацию нельзя.

Еще пара доводов по процедуре обязательной сертификации:
  1. Во-первых, в сертификатах или декларациях указывается компания-производитель и адрес. Какие данные указывать, откуда их взять? Как правило, такими данными не обладают сами продавцы.

  2. Во-вторых, при регистрации сертификата и декларации в реестре необходимо загрузить копию договора уполномоченного лица, заключенного между производителем и импортером, а также ГТД (грузовой таможенной декларации), по которой ввозились образцы для проведения испытаний.

    Разумеется, ничего из перечисленных документов Вы предоставить не сможете, а значит вариант тупиковый. Легализовать такую продукцию для продажи на маркетплейсах белыми методами нельзя. По крайне мере, мы за подобные схемы не беремся.
Надо признать, что если товар сертификации не подлежит, но попадает под декларирование и на него достаточно оформить только декларацию о соответствии для торговли на маркетплейсе, вариант конечно же есть, но его нельзя отнести к легальному методу.

Теоретически Вы можете купить товар у оптовика и заявить при декларировании себя производителем.

При декларировании ведь не предусмотрен анализ производства и проверить, есть ли у Вас производственная площадка или нет, орган по сертификации не может. Для маркетплейсов Вайлдберриз и Озон также не имеет значение данный факт, главное, чтобы Вы предоставили соответствующие документы.

Вся ответственность за заведомо ложные данные, указанные в декларации, ложится на Вас, а не на маркетплейс или орган по сертификации.

Чем это может грозить? Как минимум, солидным штрафом. Тут уже как повезет, если товар действительно качественный, то возможно получится миновать проверок со стороны надзорных органов на протяжении длительного срока.

А если в тот же Роспотребнадзор поступит жалоба от покупателя, тогда проверки не миновать. Отреагировать они обязаны.

Оформление отказного письма по сертификации

Единственное, что можно оформить на такую продукцию для маркетплейса, это отказное письмо, но опять же, если товар не подлежит декларированию и сертификации.
  1. Оформляется на любую компанию, зарегистрированную в РФ. При оформлении не указывается производитель, поэтому получить его может любая организация.

  2. Суть отказного информационного письма — это официальное подтверждение, что на указанный в нем товар не требуется получать сертификат и декларацию о соответствии.

  3. Качество и безопасность этот документ не подтверждает, поэтому с ним все проще, чем с сертификацией.

Стоимость сертификации товаров

Все завит от типа продукции, а точнее от цикла предусмотренных сертификационных испытаний. Поэтому стоимость сертификации товаров рассчитывается по запросу, после предоставления информации об изделии.

Единственная фиксированная стоимость у информационного письма по сертификации — 3 300 рублей. Оформляется оно в течение одного рабочего дня после подачи заявки и получения оплаты по счету.

Срок проведения работ

Опять же, единого стандарта в этом плане нет. Для некоторых видов продукции предусмотрен цикл испытаний, проведение которого занимает восемь дней, для других видов от десяти дней.

Сразу отметим, что провести сертификацию товара за 1-2 дня, с учетом лабораторных испытаний невозможно. Мы работаем, что называется "в белую". Проводим реальные исследования по предусмотренной стандартами методике. Репутация для нас важнее прибыли.

Перечень необходимых документов

  • Заполненная заявка;

  • Копии свидетельств ОГРН и ИНН, заверенные печатью заявителя;

  • Реквизиты компании-заявителя;

  • Описание продукции;

  • Заверенная копия договора уполномоченного лица (при оформлении импорта).

  • Нормативная документация: ТУ (для российских производителей).

Заявка



Это может быть интересно:

Онлайн консультация

ФИО
E-mail
Наименование услуги
Комментарий

Наши клиенты