Контакты Регион: г. Москва

На белорусском автомобильном рынке приняты новые условия налогообложения

Очередные перемены охватили белорусский автомобильный рынок. С июля 2011 года в стране поднялись до российского уровня таможенные пошлины, и, соответственно, выросли цены на новые авто. Также, как и в России были отменены льготы по уплате НДС, и если до нововведения белорусские дилеры оплачивали налог только с разницы между стоимостью приобретения и продажи автомобиля, то сейчас должны платить с полной стоимости.

Повышение пошлин на авто Такой указ был принят Президентом Беларуси и вступил в силу 24 января. Основная цель такого решения - это получение стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, выдаваемого Беларуси при условии принятия новых законов в области налогообложения, соответствующим условиям налогообложения легкового автотранспорта на едином рынке Таможенного союза.

Нововведения на авторынке в Беларуси затронут и интересы россиян. Около 50% оборота новых автомобилей Беларуси за прошедший год обеспечили российские покупатели, поскольку цены в Беларуси на аналогичные автомобили, предлагаемые на российском рынке, были на несколько тысяч долларов меньше.

Такая выгода, несомненно, не могла не привлечь россиян. Исключение составил лишь один автомобиль российской сборки - "Фольксваген Поло-седан", на который изначально устанавливались равные для двух стран цены. С принятием нового указа цены на все легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 5 т. возрастут на 14-17 процентов и станут аналогичными российским.

Как отмечает Дмитрий Кийко, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов РБ, эти мероприятия полностью устранят разницу в ценах на рынке Таможенного союза. Однако белорусские дилеры автозаводов Запада имеют противоположное мнение. По их словам, ставка НДС в России, Казахстане и Беларуси разная и составляет соответственно 18, 12 и 20 процентов.

К тому же, дилеры России имеют имеют немалое преимущество перед дилерами двух других стран - они закупают автотранспорт крупными партиями с большими скидками. Таким образом у них есть возиожность устанавливать на более выгодные для покупателей цены.

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода считает, что с отменой льготы по уплате НДС для юридических лиц, Беларусь распахнула двери российским импортерам автомобилей. Уже сейчас крупные российские компании целенаправленно изучают белорусский рынок.

Как считают многие специалисты в этой области, самим белорусам станет выгоднее приобретать новые машины в России, если, понятное дело, разница в ценах будет выше транспортных затрат и возможного риска потери гарантийных обязательств. К тому же, первые российские автохаусы находятся по соседству, в Смоленске.

С открытием российских границ купить авто в России стало вполне реально. Все это обостряет конкурентную борьбу на рынке автомобилей, что на руку покупателю, поскольку с ростом предложения цены снижаются.

Как бы то ни было, белорусские автолюбители в условиях кризиса предпочитают совершать покупки на вторичном рынке. В этом сегменте с отменой льгот по НДС также отмечаются волнения, как со стороны белорусов, так и со стороны россиян, поскольку Таможенный союз подарил возможность покупателям из соседних стран беспошлинно приобретать б/у авто в Беларуси. А выбор их здесь достаточно велик.

В связи с этим, зам. министра финансов РБ Иван Шунько считает, что увеличение ставки НДС в недолгой перспективе особого влияния на положение большинства граждан не окажет. К тому же сохранился прежний порядок при продаже б/у автомобилей с зачетом стоимости в случае приобретения новой машины (система трейд-ин).

Хотя многие отмечают совершенно обратное. После того, как 1 июля 2011 года таможенные пошлины на ввоз иномарок уравнялись до российского уровня, основная масса граждан Беларуси отказалась ввозить подержанные авто, поскольку их ввоз стал невыгодным. Только отдельные предприниматели, пользуясь льготой по НДС, и сдерживая таким образом цены, продолжили ввозить б/у иномарки. С отменой льгот этой возможности не будет.

Таким образом, можно отметить, как положительные, так и отрицательные стороны изменения налоговых условий в Беларуси. Так, например. здесь по-прежнему действуют льготы по НДС при ввозе автокомпонентов и технологического оборудования, что не может не привлекать инвесторов. Уже прошли переговоры с правлением крупной китайской корпорации о создании совместного производства легкового автотранспорта с участием таких белорусских заводов, как Борисовский завод автотракторного электрооборудования и Белорусский автомобильный завод.

Новая продукция, несомненно, будет интересна участникам Единого экономического пространства. И уж страна сможет продавать свои "БелАЗы", "МАЗы" и другую продукцию в России и Казахстане, то вскоре белорусский народ заработает себе и на новенькие автомобили российской сборки.

К сведению

Как сообщают в Министерстве финансов Беларуси, отмена льгот на взимание НДС не затронет рынок подержанных автомобилей, а, значит, не затронет интересы основной массы белорусских автомобилистов. На ввоз автомобиля физическим лицом для собственных нужд нововведения не распространяются, следовательно, увеличений ставок таможенных пошлин для частных лиц не будет.

Финансовый вопрос

Для преодоления финансовых проблем из Антикризисного фонда ЕврАзЭС для Беларуси на 10 лет выделено 3 млрд долларов. Два первых транша на общую сумму свыше 12000 млрд уже поступили и зачислены в золотовалютные резервы. Условия кредитования достаточно выгодные – 4% годовых, к тому же установлена отсрочка погашения на 3 года. За счет этого в Беларуси немного стабилизировался курс национальной валюты.

28 января 2012

Онлайн консультация

ФИО
E-mail
Наименование услуги
Комментарий

Наши клиенты