Контакты Регион: г. Москва

Работа техкомитета ISO в области стандартизации водородного топлива

Сегодня многие ученые называют водород «топливом будущего». Это самый экологичный источник энергии, при сжигании которого оказывается минимальное воздействие на окружающую среду. Существует два способа добычи этого газа – путем расщепления воды на водород и кислород, и путем переработки ископаемых углеводородов. Второй вариант является менее экологичным, но более дешевым.

По мнению ученых из Глазго, современные технологии получения водорода могут сделать этот газ самым практичным источником энергии.

На вопрос, какое это имеет значение для человечества и какие действия нужно предпринять, чтобы водородные технологии получили массовое применение, исчерпывающий ответ попытался дать доктор Андрей Чувелев, председатель технического комитета ISO / TC 197 “Водородные технологии”.

Момент, когда наступит «водородная эпоха» уже «не за горами», однако этот момент зависит от многих факторов, включая особенности экологической и энергетической международной политики. На данный момент переход энергоноситель откладывается по вине чиновников, не принимающих никаких действий в плане отмены субсидий для производителей углеводородного топлива из ископаемого сырья.

Не смотря на это, переход на экологичный водород и водородные топливные элементы неизбежен – сегодня создается множество современных технологий в области водородных топливных элементов, к тому же, инфраструктуру, создаваемую в последние годы для движения природного газа, можно легко переоборудовать под водород. Да и, наконец, крупнейшие энергетические компании и автопроизводители заинтересованы этим топливом, благодаря чему укрепляется уверенность в том, что уже в самом недалеком будущем водородная энергетика станет реальностью.

Андрей Чувелев в своем интервью также объяснил о том, какие ключевые преимущества может дать водородное топливо, а также рассказал, откуда у него возник интерес к водородным технологиям.

По его словам, еще на заре своей карьеры Андрею посчастливилось работать с профессором Валерием Легасовым, который по праву заслужил звание «отца водородной энергетики». Совместной работе предшествовал тщательный отбор, и победить в конкурсе удалось благодаря двум работам на тему получения водорода путем электролиза воды, и безопасности водорода. «Тогда никто не мог представить, что эти два направления станут ключевым направлением в моей работе», - отмечает он.

Еще в 70-х годах 20 столетия была выработана классическая модель водородной экономики, предусматривающая сочетание ядерной энергетики и использования водорода. Она позволяла заменять углеводороды (т.е экономить на использовании газа и нефти) при производстве электроэнергии во время пиковых нагрузок, благодаря чему отпадала необходимость в строительстве дополнительных ядерных электростанций.

Кроме того эта концепция применима и в сочетании с возобновляемыми источниками энергии. Водород позволяет эффективно хранить энергию возобновляемых источников: газ можно использовать на месте по мере необходимости, его также можно перемещать с помощью распределительной инфраструктуры.

В каком направлении вы видите работу технического комитета ISO 197 под вашим руководством?

«С сентября 2012 года, когда Джим Ферреро из Бюро по стандартизации Квебека и я вошли в руководящий состав, техкомитет ISO 197 работает в двух основных областях: в социальной, где работа направлена на повышение квалификации сотрудников, улучшение и повышение качества командной работы; и в технической, направленной на повышение качества продуктов технического комитета. Тесное сотрудничество, большой опыт, а также внедренная новая структура работы, позволяют эффективно реализовать эти две ключевые задачи.

Преимущества использования водорода в автотранспорте явны и очевидны. Такой транспорт не является источником выхлопных газов в атмосферу и является максимально экологичным. В отличие от электромобилей, автомобили на водородном топливном элементе заправляются буквально за нескольких минут, по ходовым характеристикам не уступают бензиновым авто. Не смотря на их дороговизну, к 2015 году такие авто будут значительно удешевляться.

Касаемо стандартизации, то в этом вопросе спешка недопустима. Несвоевременная публикация стандарта, разработанного без использования достаточного объема практической информации, может иметь обратное действие, препятствуя развитию новых технологий.

Именно поэтому в настоящий момент лучше разрабатывать стандарты, касающиеся отдельных вспомогательных элементов, обеспечивающих для начала развитие инфраструктуры. В совокупности с передовым опытом такие руководящие принципы могут стать полезным инструментом для регулирующих органов и представителей промышленности.»

Напомним, что в России самым популярным среди линейки стандартов систем менеджмента является сертификат ГОСТ Р ИСО 9001.

6 октября 2013

Онлайн консультация

ФИО
E-mail
Наименование услуги
Комментарий

Наши клиенты